Неточные совпадения
Существует разительное противоречие между материализмом и логическим реализмом понятий, признающим подлинность
реальности общего, например, класс реальнее конкретного человека, идея пролетариата важнее самого пролетариата.
Но реализм понятий, который признает примат
общего над индивидуальным и подчиняет личность
общим quasi-реальностям, я считаю источником рабства человека.
Я не признаю первичной
реальности каких-либо коллективов, я фанатик
реальности индивидуально-личного, неповторимо-единичного, а не
общего и коллективного.
Я принужден жить в эпоху, в которой торжествует сила, враждебная пафосу личности, ненавидящая индивидуальность, желающая подчинить человека безраздельной власти
общего, коллективной
реальности, государству, нации.
Созерцание
общих идей как
реальностей дается лишь победой над ограниченной чувственностью и рассудочностью, благодатным расширением опыта.
Лосский возвращается к средневековому реализму, утверждает
реальность общего, и это вполне последовательный вывод его мистического эмпиризма.
Самоутверждение нашего ограниченного «опыта» и нашего малого «разума» ведет к отрицанию
реальности общего, к слабости зрения, формулируемой номиналистической гносеологией.
А интуитивное знание не может быть ничем иным, как непосредственным усмотрением
реальностей, не только частных, но и
общих.
Не вдаваясь в метафизические суждения о том, каковы на самом деле каузальные отношения между
общим и частным (причем необходимо было бы прийти к заключению, что для человека
общее только бледный и мертвый экстракт на индивидуального, что поэтому между ними такое же отношение, как между словом и
реальностью), скажем только, что на самом деле индивидуальные подробности вовсе не мешают
общему значению предмета, а, напротив, оживляют и дополняют его
общее значение; что, во всяком случае, поэзия признает высокое превосходство индивидуального уж тем самым, что всеми силами стремится к живой индивидуальности своих образов; что с тем вместе никак не может она достичь индивидуальности, а успевает только несколько приблизиться к ней, и что степенью этого приближения определяется достоинство поэтического образа.
Из этого опыта, всегда частичного, но допускающего неопределенный и безмерный рост, почерпается
общее указание, что догматы действительно свидетельствуют о религиозных
реальностях, следовательно, показуют истинный путь.
Ибо такое
общее чувство
реальности, помимо частных ощущений, бесспорно существует и опознается металогически, и оно составляет непреодолимое, хотя и не логическое, препятствие для идеалистической метафизики типа Гегеля, который, хотя и в замаскированной форме, принужден был капитулировать пред алогической стороной логического процесса.
Но люди современной цивилизации, вершины цивилизации все ещё находятся во власти мифов и, между прочим, во власти мифа об универсальных
реальностях, о царстве «
общего», которому человек должен быть подчинен.
Реальность универсалий означала
реальность общего и отвлеченного, присутствие в вещах того, что утверждается в понятиях, имеющих универсальное значение.
В марксистском сознании нет ничего органического, никакого признания
реальности общего, сверхличного (в нем нет и признания
реальности личного).